Архитектура - понятия и стили

Архитектурные стили

    Романский, XI — середина ХШ в.
    Готика, середина XII — XVI вв.
    Проторенессанс, XIII — нач. XIV в.
    Ренессанс (Возрождение), XV-XVI вв.
    Барокко, конец XVI - начало XVIII вв.
    Классицизм, XVII — нач. XIXв.
    Рококо (рокайль), 2-я четверть — середина XVIII в.
    Палладианстно, XVII — XVIII вв.
    Псевдоготика, XVIII — XIX вв.
    Ампир, 1-я треть XIX в.
    Эклектика, середина — 2-я половина XIX в.
    Русский стиль, последняя треть XIX в.
    Модерн (арнуво, югендетиль, сецессион, либерти, модернисмо, неорусский стиль), кон. XIX — нач. XX в.
    Урбанизм, 1920-е гг.
    Конструктивизм, 1920-1930-е гг.
    Неоклассицизм, 1-я четверть XX в.
    Рационализм, 1-я половина XX в.
    Брутализм, 1950-1960-е гг.
    Метаболизм, 2-я половина XX в.
    Постмодерн, последняя четверть XX в.
    Функционализм, XX в.

 

Основные понятия

    АКРОПОЛЬ — укрепленная часть города в Древней Греции; располагалась, как правило, на возвышении, над нижним городом.
    АНТАБЛЕМЕНТ — верхняя несомая часть ордера, делится по вертикали на нижнюю часть — архитрав, лежащей на капителях колонн или на стене, среднюю — фриз и верхнюю — выступающий вперед карниз.
    АНФИЛАДА — ряд помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу в интерьере дворца, особняка, общественного здания.
    АПСИДА (абсида) — полукруглый, прямоугольный или граненый выступ в плане здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, часто перекрытая конхой; в христианских храмах — алтарный выступ, ориентированный на восток.
    АРКА — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны, образует аркаду.
    АРКБУТАН — открытая полуарка, передающая распор свода на
    контрфорсАРХИТЕКТУРА — одно из основных пространственных искусств; художественно организованное пространство для жизнедеятельности человека, совокупность составляющих его объектов, совокупность творческих Процессов, направленных на создание такого
    процесса.АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию; павильоны, ротонды, беседки, гроты и др.
    БАЗА — нижняя часть колонны, располагается под фуетом и на верхней поверхности стереобата.
    БАЗ ИЛИ КА — прямоугольное в плане здание, разделенное Продольными рядами опор на несколько проходов.
    БАРАБАН — венчающая часть здания, несущая купол в форме цилиндра или многогранника.
    БАШНЯ — сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров. Первоначально строились как сторожевые вышки, укрепленные жилища; в средние века были основными сооружениями в замках (дон жон, на Востоке — кёшк), обязательной частью укреплений по периметру стен; высотные акцепты в культовом зодчестве (зиккураты III—I тыс. до н. э., колокольни, минареты, пагоды); с эпохи Возрождения воздвигаются над зданиями городских ратуш; с ХIХ в. строятся многочисленные водонапорные башни, с XX в. — радио- и телебашни.
    ВЕНЕЦ — бревна и брусья, составляющие горизонтальный ряд сруба, число венцов определяет его высоту.
    ВИЛЛА — загородный усадебный дом с садом или парком.
    ВОСЬМЕРИК — в русской средневековой и народной архитектуре восьмиугольный в плане ярус здания.
    ГАЛЕРЕЯ — длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в продольной стене; верхний ярус зрительного зала; помещение для выставок, а также название многих художественных музеев.
    ГЛАВА — наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, конуса, луковицы, зонтика и т. д.
    ГОСТИНЫЙ ДВОР - в русской архитектуре XVI-X1X вв. торговое сооружение в один-два этажа, слагающееся из одинаковых по размеру и конфигурации помещений, предназначенных для купеческих лавок и складов.
    ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО — теория и практика планирования и застройки городов.
    ГРОБНИЦА — архитектурное сооружение, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память; их разновидности — египетские пирамиды, античные и позднейшие мавзолеи.
    ГУЛЬБИЩЕ — в средневековой русской архитектуре галерея, наружная терраса, окружающая храм или палату.
    ДВОРЕЦ — монументальное парадное здание, предназначенное для торжественных ритуалов, жилите властителей и знати, быт которых соединен с общественным ритуалом; с XX в. название важнейших общественных зданий (дворцы спорта и др.).
    ДЕКОР — система украшающих сооружение орнаментальных или изобразительных элементов.
    ДИЗАЙН — метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.
    ДОХОДНЫЙ ДОМ — предназначенный для жилья многоквартирный дом, построенный с целью сдачи квартир внаем.
    ЗАМОК — укрепленное жилище феодала.
    ИЗБА — русский срубной жилой дом, в первоначальном значении — отапливаемое помещение. Как правило, крестьянский дом состоял из избы, сеней, неотапливаемой клети, иногда имел нижний этаж — подклет. Изба с печью без трубы называлась черной, или курной. Окна были волоковыми (прорубленными в бревнах), позже косящатыми (с боковыми бревнами). Кровля прижималась сверху охлупнем (бревном с продольным желобом), концы которого коньки вырезались в виде коня или птицы. Причелины (доски на фасаде) и наличники окон украшались резьбой. Стены, потолок, печи, двери нередко расписывались.
    ИНТЕРЬЕР — внутреннее убранство помещения.
    КАПИТЕЛЬ — верхняя часть колонны, пилястры, столба.
    КАТАКОМБА — система подземных помещений искусственного или естественного происхождения, служившая для религиозных обрядов, захоронений и убежищ.
    КЛАДКА — искусство возведения стен, сводов, арок и других частей сооружений из естественного или искусственного камня.
    КОЛОННА — 1) вертикальная опора любого вида; 2) круглая в поперечном сечении вертикальная опора, делящаяся на базу, фует и капитель. Одна из основных частей
    ордера.КОЛОННАДА — ряд или ряды колонн, несущих на себе антаблемент или арки; снаружи здания они образуют портики и галереи.
    КОНТРФОРС — вертикальный выступ стены, усиливающий ее устойчивость, противодействующий распору сводов.
    КРЕМЛЬ (до XIV в. — детинец, город, град) — ядро, центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных дворцовых и церковных сооружений; определял планировку и силуэт города.
    КРЕПОСТЬ — система укреплений (ров, земляной вал, стены с башнями и т. д.) для круговой обороны населенного пункта или стратегически важной местности. Для русского зодчества характерны кремль, острог. Мощная крепость — цитадель.
    КУПОЛ — пространственное покрытие здания в форме сегмента шара, параболоида и т. п.
    ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА - искусство гармонически сочетать естественный ландшафт с освоенными территориями, населенными пунктами, архитектурными сооружениями и комплексами.
    ЛЕПНИНА — рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий, отлитые в специальных формах из гипса или бетона.
    ЛОДЖИЯ — помещение, открытое с одной, двух или трех сторон, где стену заменяет колоннада, аркада или парапет; может быть отдельным сооружением или частью здания.
    ЛОПАТКА (лизена) — узкая, плоская, слабо выступающая из стены вертикальная полоса, делящая стену по всей ее высоте.
    МАНСАРДА — чердачное помещение под двускатной с изломом крышей, дающее дополнительную жилую площадь.
    МИКРОРАЙОН — первичная единица современной жилой застройки города: комплекс жилых домов и учреждений социального и культурно-бытового обслуживания жителей.
    МОДУЛЬ — исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей, придает архитектурным сооружениям гармоническую соизмеримость.
    НЕБОСКРЁБ — высотное здание, их строительство началось с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта.
    НЕФ — часть интерьера, базилики, отделенная от других рядами колонн или столбов.
    НИША — углубление в стене зданий и сооружений для установки статуй и ваз, размещения встроенных шкафов, пластической обработки стены.
    ОБМЕРЫ — измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией размеров на чертеже, служат для изучения архитектурных памятников и для анализа закономерностей архитектурной формы и композиции.
    ОРДЕР — важная тектоническая система, применявшаяся в классической архитектуре, художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции, делящейся по вертикали на опору, несущую и несомую части. Известны две системы ордеров — греческая и римская.
    ПАЛАТА — в средневековой русской архитектуре зал, бесстолпный или с одним столпом, поддерживающим своды; помещение для специальной цели (оружейная, столовая и др.). Палаты — богатое жилое каменное здание с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей.
    ПАЛАЦЦО — дворец-особняк с внутренним двориком, окруженным поэтажными аркадами; как тип постройки сформировался в XV в. во Флоренции.
    ПАНДУС — прямоугольная или криволинейная в плане наклонная плоскость без ступеней, заменяющая лестницу, служит также для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания.
    ПЛАН — графическое изображение горизонтальной проекции здания либо его части, комплекса зданий, населенного пункта или его района.
    ПЛОЩАДЬ — открытое городское пространство, архитектурно организованное зданиями и другими сооружениями, зелеными насаждениями.
    ПОРТАЛ — архитектурно оформленный вход в здание.
    ПОРТИК — крытый проход, образованный колоннами и расположенной Параллельно им стеной.
    ПРОПИЛЕИ — в Древней Греции парадные ворота, оформлявшие въезд на территорию акрополя, агоры, гимнасия и др.; влияние построек этого типа сказалось на форме триумфальных ворот (арок).
    ПРОФИЛИ — элементы формы в классической архитектуре, рассмотренные с точки зрения контура, который они имеют при виде сбоку в вертикальном разрезе.
    РАЗРЕЗ — графическое изображение вертикальной проекции (продольной или поперечной) здания, условно расчлененного плоскостью.
    РАСКРЕПОВКА — небольшой прямоугольный в плане выступ участка фасада, антаблемента, карниза, подножия колонн или пилястр, служащий для членения стены и пластического обогащения фасада.

РИЗАЛИТ — часть здания, выступающая за линию фасада и идущая во всю его высоту.
    СВОД — образующее вогнутую криволинейную поверхность перекрытие помещений, опорные точки которого находятся ниже всех остальных точек его поверхности; наиболее характерны для классической архитектуры цилиндрический свод и купол.
    СТЕРЕОБАТ — опорная часть храмовой постройки; возвышение, со всех сторон окруженное ступенями лестницы; характерен для зодчества Древней Греции (в Древнем Риме — подий).
    СТИЛОБАТ — верхняя поверхность стереобата, принимающая на себя тяжесть помещения (целлы) и колоннады храма.
    ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ — системы архитектурных форм, способов художественного осмысления строительной конструкции, зримого выявления ее работы. В классической архитектуре самая важная из них — ордер, существует также аркада. Раму представляет рамочная система, каменную кладку — руст.
    ФАСАД — внешняя сторона здания; различают главный, боковые и задний, уличные, дворовые, садовые фасады.
    ФРОНТОН — торец двускатной крыши или свода, а также его имитация, в отличие от щипка отделен от расположенной под ним стены горизонтальной полосой карниза. Обрамленное карнизами поле фронтона называется тимпан.
    ФУСТ — часть колонны, вертикально расположенный стержень, увенчанный капителью и опирающийся на базу.
    ХОРОМЫ — в средневековой русской архитектуре комплекс жилых деревянных строений, связанных между собой сенями и переходами.
    ХРАМ — архитектурное сооружение, используемое для богослужений. Их строительству предшествовали алтари (на открытом воздухе) для жертвоприношений. Древнейшие культовые постройки — мегалиты, дольмены, кромлехи, египетские храмовые комплексы, шумерские зиккураты, чайтья — индийские храмы-молельни, шиши при гробницах — китайские каменные залы. Позже появились античные храмы, иудоистские синагоги, христианские базилики, соборы, церкви и часовни, мусульманские мечети.
    ЦОКОЛЬ — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте.
    ЧЕТВЕРИК — в русской средневековой и народной архитектуре квадратный в плане ярус здания.
    ШПИЛЬ — вертикальная остроконечная верхушка здания в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.
    ЭРКЕР — полукруглый, треугольный, многогранный в плане выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами; охватывает один или несколько этажей, обычно не опускаясь до земли.
    ЯРУС — уровень, этаж, горизонтальный ряд. Ярусный характер архитектурной композиции характерен для эллинистических и древнеримских сооружений, для русского зодчества рубежа XVII-XVIII вв.

 

Популярное в интернете купить смеситель в Одессе все только для вас. Доставка по Украине | Дверные напольные упоры | Ремонт дверных замков по разумным ценам www.zamki-moskva.ru | организация свадеб | ножницы для резки арматуры