Водный транспорт

Водный транспорт. Общие сведения

Судно — это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (надводные суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке). Суда бывают самоходные (теплоходы, пароходы, газотурбоходы, электроходы, атомоходы) и несамоходные (буксирные, парусные, гребные).

Мореходные качества судов

Плавучесть — способность держаться на воде. Запас плавучести характеризуется объёмом надводной части корпуса судна.
    Непотопляемость — способность судна оставаться над водой и не опрокидываться, имея подводную пробоину корпуса.
    Остойчивость — способность судна возвращаться в первоначальное положение равновесия (и не переворачиваться) после прекращения действия сил, вызвавших его наклонение.
    Ходкость — зависит от формы корпуса и эффективности движителя, а также от того, насколько судно заливается водой при волнении.
    Управляемость — способность судна слушаться руля и придерживаться курса.

Размеры судна

Водоизмещение — масса воды, вытесняемой судном.
    Вместимость — объём внутренних помещений; выражается в регистровых тоннах (1 регистровая тонна равна 2,83 м 3 ).
    Грузоподъёмность — масса принимаемого на борт груза.
    Грузовместимость — объём всех помещений для груза.

 

Гребные, парусно-гребные и парусные суда

Асламка, осламка — парусное 1-, 2-мачтовое транспортное или промысловое судно, используемое на Каспийском море и в низовьях Волги. Длина 12—15 м, ширина 2,4—2,7 м, осадка 0,6—1,2 м, грузоподъёмность до 30 т.
    Багала (от араб, «багл» — «мул») — арабское торговое парусное судно с косым вооружением. Использовались в VIII — XVII вв. Две мачты, длина 30—40 м, ширина 6—8 м, высота борта 3—5 м, грузо­подъёмность 150—400 т.
    Барк (гол. bark ), 1) парусный 3-мачтовый военный корабль XV — XVI вв. водоизмещением ок. 400 т (Средиземноморье). Имел фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань-мачту со стеньгой. 2) Морское парусное транспортное судно (3—5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты). Водоизмещение до 10 000 т. Использовались до 30-х гг. XX в.
    Барка (итал. barca , франц. barque ), 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое, иногда — каботажное, судно. Впервые появились в Италии в VII в. Длина 10 м , ширина ок. 2 м , высота борта ок. 0,6 м , вместимость до 20 чел. 2) Лёгкое быстроходное судно, использовавшееся в западноевропейских странах в эпоху позднего Средневековья 3) Большое грузовое несамоходное судно типа баржи, применявшееся с начала XVIII в. на крупных реках России. Длина до 64 м , ширина до 17 м , грузоподъёмность до 1700 т.
    Баркалон, баркалона (итал. barca longa ) — парусно-гребное военное судно XVII — XVIII вв. Имело одну мачту с большим косым парусом, артиллерийское вооружение: до 10 пушек. Использовались в Испании, потом в Англии и Франции. В России баркалоны строились только для Азовской флотилии и имели длину до 36,5 м , ширину до 9,2 м , осадку до 2,5 м , артиллерийское вооружение: 26—44 пушки.
    Баркарола (итал. barcarola ) — итальянское прогулочное судно типа гондолы, вмещало 4—5 чел.
    Баркас, барказ (гол. barkas ), 1) небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, применявшееся на Чёрном и Азовском морях. Имело парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8—12 м, ширина 2,4—3 м, высота борта 1—13 м, осадка около 0,75 м . 2) Корабельная шлюпка или речное несамоходное судно типа баржи длиной 60—80 м с низкими бортами и высокими надстройками (лабазами).
    Баркентина (англ. barkentine ) — морское парусное судно. Имело 3—6 мачт и прямые паруса на фок-мачте и косые на остальных. Строились в XIX — начале XX в. и использовались для торговых и учебных целей.
    Биландр (гол. billander , от bij — «рядом», lander — «суша») — небольшое парусное 2-мачтовое каботажное судно. Использовались в Нидерландах в XVIII — XIX вв.
    Бот (гол, boot ), 1) Общее название небольших (водоизмещением до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения. Ввиду ограниченной мореходности используются только в прибрежных морских районах. 2) В XVII — XIX вв. небольшое гребное или парусное 1-мачтовое судно длиной 11—18 м, шириной 3— 4,5 м с косым парусным вооружением типа тендера. Служили для снабжения судов, стоящих на рейде, для связи, разведки, десантных операций, ближнего или абордажного боя и др. целей. Вооружение: 2—20 малокалиберных пушек (в основном Фальконетов). Большие боты имели водоизмещение до 60—80 т, экипаж до 36—40 чел. Существовали боты разных типов: вадбот, вельбот, гросбот, кавасаки, краб-бот, листер-бот, пакетбот, снагбот, фангсбот, хачбот, шхербот и др. В России боты известны с XV — XVI вв.
    Бота — рыбацкая лодка с высокими оконечностями, большим развалом бортов, применялась в XIX в. у берегов Камчатки.
    Бриг (англ. brig ), 1) парусный 2-мачтовый военный корабль XVIII — XIX вв. с прямым вооружением на обеих мачтах и косым парусом (контр-бизанью) на грот-мачте. Использовался для крейсерской, разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также для конвоирования торговых судов. Водоизмещение 200—400 г. длина до 32 м , ширина8—9 м, экипаж до 120 чел., артиллерия до 24 пушек. 2) 2-мачтовое торговое судно XVIII — XIX вв. с парусным вооружением, аналогичным военному бригу. Длина 27—34 м, ши­рина 7—9 м, высота борта 3,5—5,5 м.
    Бригантина, шхуна-бриг (итал. brigantino , от brigante — «разбойник»), 1) небольшое парусно-гребное быстроходное судно Средиземноморья в XVI — XVIII вв. Имело 8—16 пар вёсел, 1—2 мачты с треугольными рейковыми парусами (венецианская бригантина имела длину 19 м , ширину 3,4 м ). Часто использовалась алжирскими, далматинскими, тунисскими пиратами. Российские бригантины, введённые Петром I , имели 2 мачты, 12—15 пар вёсел, 2—3 орудия, могли перевозить 70 чел. 2) Парусное 2-мачтовое судно XVII — XIX вв. с прямым вооружением на фок-мачте и косым на гр o т-мачте. Бригантины входили в состав военных флотов как посыльные и разведывательные суда. Водоизмещение до 300 т.
    Бугалет (англ. bugalet ) — небольшое английское парусное 2-мачтовое каботажное судно. На обеих мачтах несло четырёхугольные паруса, и грот-мачте — дополнительный топсель, на бушприте — 2 кливера.
    Бударка, будара — парусная грузовая или рыбацкая лодка, плоскодонная, 1-мачтовая, с люгерным или шпринтовым парусом. Использовались на Каспийском море и южных реках России. Длина 5—8 м, ширина 1,3—1,6 м, осадка 0,3—0,4 м.
    Вельбот (англ. whale - boat — «китобойная лодка») — мореходная парусно-гребная шлюпка с рулевым веслом.
    Верея, верейка (от англ. wherry — «шлюпка», «ялик») — небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. В России такие суда служили для осады приморских крепостей при Петре I . Длина 15—18 м, ширина 3,6—4 м, осадка 0,7—1,2 м, грузоподъёмность 20—30 т.
    Галеас (от итал. galeazza — «большая галера»), 1) парусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI — XVII вв. Длина до 80 м , ширина до 9 м , один ряд вёсел с каждого борта (до 10 гребцов на весло), 3 мачты с косыми парусами, 2 больших кормовых рулевых весла, 2 палубы. Вооружение до 70 пушек разного калибра, экипаж свыше 800 чел. 2) В XVIII — XIX вв. небольшое 2-мачтовое транспортно-рыболовное судно, применявшееся в странах Северной Европы.
    Галера (итал. galera ) — военное гребное судно, существовавшее в VII — XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Длина до 60 м , ширина 7,5 м , 32 весла на борт. Экипаж ок. 450 чел. Основным оружием галеры до середины XIV в. были надводный таран и метательные машины, позднее стали использоваться пушки.
    Галион (исп. galeon ), 1) парусный военный корабль, использовавшийся во флотах Англии, Испании и Франции в XVI — XVII вв. Длина около 40 м , ширина 10—14 м, водоизмещение 500—1400 т, 3—4. мачты. Обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек. Часто использовались для перевозки переселенцев в Америку. 2) Испанское парусное судно для прибрежного лова сардин. Имеет 2 мачты с люгерным вооружением; длина около J 5 м, ширина около 7 м , экипаж на промысле до 20 чел.
    Галиот (франц. galiote ), 1) небольшая быстроходная галера 1-й половины XVII в., имевшая до 25 пар вёсел и одну мачту. Часто использовалась для метания горючей смеси («греческого огня»). 2) Небольшое транспортное 2-мачтовое судно, применявшееся в Германии и скандинавских странах в XVIII — XIX вв. Длина 32— 42 м , ширина 6,4—8,5 м, осадка до 2,8 м , грузоподъёмность до 600 т.
    Гемам — парусно-гребной мелкосидящий (осадка ок. 2 м ) корабль шведского шхерного флота. В России гемамы строили в начале XIX в. для военных действий на Балтике. Имели 2 мачты, до 10 пар вёсел, артиллерийское вооружение: 30—32 пушек.
    Голет (франц. goulette — «шхуна») — парусно-гребной 2-мачтовый корабль русского шхерного флота конца XVIII — начала XIX в. Длина 18—20 м, рангоут и оснастка по типу шхуны. Имел до 14 пушек. Применялись главным образом на Чёрном и Азовском морях.
    Гондола (итал. gondola ), 1) небольшая гребная лодка для сообщения галер с берегом. 2) С XI в. в Венеции одновёсельная плоскодонная лодка для плавания по каналам. Длина около 10 м , ширина ок. 1,3 м .
    Гуари — небольшое 1-, 2-мачтовое судно с треугольными парусами. Использовалось во Франции в XIX в.
    Гукор (англ. hooker ) — парусное судно XIII — XVIII вв. Первоначально строились в Нидерландах как рыбачьи лодки. Впоследствии использовались во всех странах Северной Европы, в XVII — XVIII вв. — как военный транспорт. Имели 2—3 мачты, грузоподъёмность 60—200 т, вмещали до 300 чел.
    Доггер (англ. dogger от гол. dogge — «треска») — парусное 2-, 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением, водоизмещением ок. 150 т. Появились примерно в XTV в.
    Дощаник — плоскодонное палубное судно, передвигалось на вёслах, под прямым или косым парусом или на буксире. Длина 15—25 м, ширина 4—6,5 м, высота борта 0,8—1,5 м, осадка до 1,2 м , грузоподъёмность 30—80 т. Впервые дощаники появились в древнем Новгороде в XII — XIV в., позднее использовались на реках России.
    Дракар — парусно-гребное военное беспалубное судно VIII — X вв. Имело мачту с четырёхугольным парусом, рулевое весло в корме, по бокам укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Боевое судно викингов, обладавшее высокой мореходностью.
    Забара — небольшое грузовое судно, применялось во Франции и Испании для каботажного плавания в районе Бискайского залива в XIX в. Грузоподъёмность до 80 т.
    Иол, 1) небольшое парусное 2-мачтовое судно, использовалось на Балтийском и Чёрном морях в конце XVIII — начале XIX вв. для сторожевой и разведывательной службы. Длина до 15 м , ширина до 4 м , осадка более 2 м , 3—7 пушек небольшого калибра. 2) Тип 2-мачтового парусного вооружения яхты.
    Кааг — небольшое 1-мачтовое торговое судно с малой осадкой, применявшееся в Нидерландах в XVIII — XIX вв. для прибрежного и речного плавания.
    Каботьер (франц. cabotier ) — плоскодонное судно с удлинённым корпусом. Первоначально каботьеры строили во французской провинции Нормандия. В конце XIX в. их применяли для грузовых перевозок по реке Сене.
    Кавасаки, 1) в Японии плоскодонное рыбацкое судно. Длина около 13 м , ширина около 3 м , высота борта 0,7 м , экипаж до 13 чел. Имело одну съёмную мачту и прямой парус из тонкой циновки (площадью 32 м 2 ). 2) На российском Дальнем Востоке рыбацкий парусный или моторный бот водоизмещением до 14 т.
    Каик (тур. kayik ) — небольшое рыболовное парусное судно, применявшееся на Ближнем Востоке и Средиземном море. Парусное вооружение: шпринтовый грот, прямоугольный топсель, фока-стаксель и несколько кливеров
    Каравелла (птал. caravella ) 1) морское 1-палубное парусное судно с высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части, применялось в XIII — XVII вв. в странах Средиземноморья. Длина 15—35 м, ширина 4,3—9 м, осадка 2—4 м, водоизмещение 200—400 т, имела 3—4 мачты. 2) До XV в. небольшое португальское рыболовное судно.
    Каракка (франц. caraque ) — большое парусное судно. В XIII — XVI вв. строились сначала в Португалии и Венеции, а затем в Англии и Франции. Применялись для военных и торговых целей. Длина до 36 м , ширина до 9,4 м , водоизмещение до 1600 т, до 4 палуб, 3—5 мачт. Фок- и грот-мачты несли прямое парусное вооружение, бизань-мачта — косое. На фок- и грот-мачты часто ставили дополнительно марсели. Вооружение: 30—40 пушек.
    Караколой — парусно-гребное 1-мачтовое судно. Строилось в XVII — XIX вв. в Индонезии.
    Каракора — лёгкая лодка, применявшаяся в XVI — XIX вв. на Больших Зондских островах. Имела мачту из тростника и прямоугольный парус.
    Карамуссал (от тур. kara — «чёрный» и mursal — «посол») — турецкое грузовое судно Средних веков. Имело 2 мачты (с прямым и косым парусом), а также бушприт с кливером. Строили эти суда из древесины платана и красили в чёрный цвет.
    Каюк, 1) гребной или парусно-гребной долблёный чёлн на Чёрном или Азовском морях. 2) Парусно-гребное речное грузовое судно северных поморов. Длина 15—24 м, ширина 3,6—5 м, высота борта 2,1—2,7 м, осадка 1,2—1,5 м, грузоподъёмность 16—50 т, экипаж 6—20 чел.
    Кеч {англ. ketch ), 1) небольшое 2-мачтовое судно с косым парусным вооружением, появилось в XVII в. в Англии и Северной Америке как рыболовное и торговое судно. 2) Тип современного 2-мачтового парусного вооружения с косыми парусами.
    Киржим — небольшое парусно-гребное судно прибрежного плавания для перевозки грузов и рыбной ловли в южной части Каспийского моря. Длина 4,5—8,5 м, экипаж 3—4 чел. Имеет прямой парус.
    Кирлангич (от тур. kirlangic — «ласточка») — быстроходное парусно-гребное судно для посыльной и разведывательной службы. Имело 1—2 мачты с косыми парусами. В России в XVIII в. строили такие суда на Чёрном море. Длина около 22 м , ширина 7,6 м , осадка 2,4 м .
    Клипер {англ. clipper от clip —«сокращать»), 1) быстроходное морское парусное судно XIX в. для перевозки ценных грузов и пассажиров. Имело 3—4 мачты. Водоизмещение 1000—2000 т, скорость 18—20 узлов (до 37 км/час), несло большое количество парусов. 2) Парусный или парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль XIX в. (дозорная, разведывательная посыльная служба). 3) Парусное рыболовное судно США первой половины XX в.
    Кнорр — мореходное торговое судно викингов. Длина до 15 м , ширина до 5 м , осадка до 2 м .
    Корвет (франц. corvette ), 1) Парусный военный корабль XVIII — XIX вв., посыльное и разведывательное судно, иногда участвовавшее в крейсерских операциях. Парусное вооружение такое же, как у фрегата, артиллерийское вооружение до 40 пушек. 2) Современный боевой корабль ВМФ водоизмещением до 1600 т.
    Корриера (от итал. согпега — «почта») — небольшое итальянское парусное судно конца XVIII — начала XIX в. Применялось для почтовой и посыльной службы.
    Косная лодка, коснушка — речная парусно-гребная транспортная лодка со шпринтовыми парусами на двух мачтах. Отличалась легкостью хода, применялась на реках России.
    Коф (гол. kuff ) — небольшое голландское парусное судно прибрежного плавания в XVI — XIX вв. Чаще всего кофы имели парус ное вооружение кеча; в случае больших размеров вооружались как барк или шхуна и носили название коф-барк или шхуна-коф.
    Коч — парусно-гребное промысловое судно северных славян-поморов XI — XIX вв. Плоскодонные 1-палубные суда, длина 10— 15 м , ширина 3—4 м, осадка 1—1,5 м. Прямой парус, 1 мачта. В XVI — XVII вв. применялись за Уралом и в Сибири. Размеры возросли: длина 20—25 м, ширина 5—8 м, осадка до 2 м , команда 10—15 чел., дополнительно до 30 чел. промысловиков.
    Кочерма — турецкое парусное 1-мачтовое судно XIX в.
    Кулаз, кулас — парусная рыбацкая лодка, длина 6,5 м , ширина 1,2 м , грузоподъёмность 1—1,5 т. Применяется в южной части Каспийского моря.
    Кунгас — дальневосточное парусное рыбацкое или транспортное судно прибрежного плавания. Длина 12—22 м, ширина 2,5— 5,7 м , высота борта 1—1,8 м, осадка 0,5—1,3 м, грузоподъёмность 20-50 т.
    Кутгер (нем. Kutter ) — парусное рыболовное, реже грузовое судно, применявшееся в XIX в. на южном побережье Балтийского и Северного морей. Имело палубу, 2 мачты с косыми парусами и бушприт с 1—2 кливерами. Длина ок. 18 м , ширина ок. 5,8 м , высота борта ок. 5,4 м , грузоподъёмность ок. 100 т.
    Лансон — 1-, 2-мачтовое парусное промысловое либо каботажное судно, применявшееся на Чёрном море в XVIII — XIX вв. Длина до 21 м , ширина до 6 м , осадка до 2,5 м . Использовались во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг., имели 4—8 пушек, 1—2 мортиры.
    Лантша (малайск. lanchang ) — небольшое парусное судно, применявшееся в XIX —начале XX вв. в районе Малайского архипелага. Имело 2—3 мачты. На фок- и грот-мачтах крепились люгерные паруса, на бизань-мачте — гафельный. Имело бушприт с 1—2 кливерами.
    Линейный корабль, линкор — в парусном флоте конца XVII — середины XIX вв. наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (60—130 пушек). К середине XIX в. водоизмещение линкоров достигло 5000 т, экипаж — 800 чел.
    Люгер (англ. lugger ), 1) небольшое парусное рыболовное судно конца XIX — начала XX вв. с рейковым (люгерным) парусным вооружением. Имело 2—3 мачты. 2) Небольшой военный корабль XIX в. с рейковым парусным вооружением, использовался в ряде европейских стран для посыльной службы. Длина до 25 м , ширина до 6,5 м , осадка до 3,5 м . Вооружение: 10—16 небольших пушек.
    Облас — речное парусное грузовое судно, применявшееся в XIX в. на северных реках России.
    Паландр — турецкое парусное судно XVI в. для перевозки лошадей.
    Пакетбот, 1) небольшое 2- или 3-мачтовое парусное почтово-пассажирское судно, в XVII — XIX вв. применявшееся в некоторых странах Европы. 2) В Англии в XVII в. судно, предназначавшееся только для перевозки почты между своими и иностранными портами и регулярной связи с колониями. 3) В России в XVII — XIX вв. судно имевшее водоизмещение 200—400 т и вооружённое несколькими пушками.
    Паузок — парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на северных реках России. Были беспалубными, с одной мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъёмность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.
    Перама — небольшое парусное грузовое судно прибрежного плавания (Средиземноморье, в частности Турция). Парусное вооружение люгерного типа, иногда прямое. Длина ок. 20 м , ширина 3.5- 4 м .
    Пиата (от итал. piatto — «плоский») — плоскодонное судно для разгрузки и погрузки судов, стоящих на рейде, применялось в Италии в XIX в.
    Пинасе (франц. pinasse , англ. pinnace ), 1) небольшое парусное судно типа флейт, применявшиеся в странах Северной Европы в XVI — XVII вв. Имело плоскую корму, 2—3 мачты, служило в основном для торговых целей. 2) В настоящее время название открытой гребной шлюпки английских ВМС (иногда оснащённой вспомогательным двигателем). 3) Парусное рыболовное судно с приподнятым носом и острой кормой. Используется в водах Бискайского залива.
    Питер-бот (англ. peter - boat ) — парусно-гребной рыболовный бот, широко применявшийся на реке Темзе в Англии.
    Плейт (англ. playte ) — парусное судно, служившее в XV в. в Англии для перевозки грузов и пассажиров между портами Англии и Франции.
    Прам (гол. praam ), 1) плоскодонное парусное (1-мачтовое) судно, применявшееся в XVII в. в Нидерландах для перевозки грузов по рекам. 2) Плоскодонный парусный корабль с сильной артиллерией (до 44 пушек крупного калибра, иногда — несколько мортир). 3) В Швеции в XVII в. военное судно, использовавшееся в прибрежных районах и на реках для бомбардировки крепостей и укреплений противника. 4) В России в XVIII в. такие суда служили для защиты Кронштадта с моря. Их длина 35 м , ширина 10,6 м , осилк.1 до 3 м . В это же время на Балтике строили и полупрамы вдвое меньших размеров.
    Раньшина, ранщина — парусно-гребное 2-, 3-мачтовое промысловое судно северных славян (поморов) XI — XIX вв., приспособленное для ранневесеннего лова рыбы и морского, зверя в тяжелых ледовых условиях. Имело яйцевидную форму днища и прямой наклонный форштевень. Грузоподъёмность 25—70 т.
    Расшива — парусное грузовое судно, использовавшееся в конце XVII — начале XIX вв. в бассейне Волги и на Каспийском море. Длина 30—50 м, ширина 10—12 м, высота борта до 2,7 м , осадка 1,2—1,8 м, грузоподъёмность 100—500 т. Мачта высотой 20—30 м, большой прямой рейковый парус, скорость с грузом 60—80 км в день по течению и 30 км — против течения. При штиле и встречном ветре расшиву тянули бурлаки.
    Саколева — небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имела до трёх мачт (одна — с прямыми парусами, две другие — с косыми); длина 12—15 м, ширина 3,5—5 м.
    Свойская лодка — парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, использовавшаяся на Каспийском море. Имела 2 мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м ) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 чел.
    Скампавея (от итал. sampare — «исчезать» и via — «прочь») — малая галера, небольшой гребной корабль русского шхерного флота XVIII в. Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30—40% копию венецианской галеры и предназначалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта, абордажного боя в шхерах. Длина 22 м , ширина около 3 м , осадка 0,7 м , 12—18 пар вёсел, 1—2 мачты с косыми парусами. Вооружение: 1—2 легкие пушки. Вместимость до 150 чел.
    Струг, 1) плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI — XIII вв., промежуточное по размерам между чёлном и ладьёй, Струг вмещал 10—12 чел., использовался для перевозки людей и грунт по рекам и озёрам. Имел 10—12 пар вёсел, съёмную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособление для транспортировки волоком. Длина 20—45 м, ширина 4—10 м. 2) В XVI — XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя. Вооружение: лёгкие пушки (басы), вместимость 60—80 воинов (стрельцов). Струги были следующих типов: палубный, светличный, подъёмный, мыльный, морской, чердачный, адмиральский, дворцовый. В конце XVII в. струги использовал Пётр I для переброски войск при осаде Нарвы и Азова.
    Тарида — парусно-гребное судно длиной 30—35 м, применявшееся в странах Средиземноморья в XII — XIV вв. Использовалось как торговое и военно-транспортное.
    Тартана {итал. tartana — «маленькое судно»), 1) парусное военное и торговое судно, использовавшееся в Средиземноморье в Средние века. Имело одну палубу, 2—3 мачты с косыми парусами. 2) Лёгкий боевой 2-мачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками. 3) В настоящее время 1-мачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства (Средиземное море). Длина 8—20 м, ширина 3—4,5 м.
    Требака, трабакколо {итал. trabaccolo ) — парусное грузовое или рыболовное судно каботажного плавания, использовавшееся на Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Длина ок. 28 м , ширина ок. 6 м ., высота борта 1—2 м, парусное вооружение рейковое, на
    бушприте 2 кливера.
    Трекатр — небольшое парусно-гребное грузовое судно, использовавшееся в бассейне Средиземного и Чёрного морей. В военное время использовались для перевозки грузов и войск и имели на борту до 10 небольших пушек.
    Туер, туерное судно (от англ. tow — «тянуть») — судно, передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенной по дну реки или канала.
    Тузик — небольшая (длина не более 3 м ) шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом, завоза якоря и других судовых работ
    Тунбас — мореходное парусное грузовое судно Турции XVII — XVIII вв. Часто использовалось для десантных операций.
    Унжак (название по реке Унжа, притоку Волги) — деревянное грузовое судно, использовалось в XIX — XX вв. на реках России, в том числе мелководных. Длина 50—60 м, ширина ок. 14 м , грузоподъёмность 300—450 т. Беспалубное судно с наклонным форштевнем.
    Учан — новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII — XV вв. Размером несколько больше, чем чёлн.
    Ушкол — лёгкое парусно-гребное морское судно турецкого флота XVII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело одну мачту с косым парусом.
    Ушкуй — новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII — XV вв. Имел съёмную мачту, вмещал до 30—40 чел. Использовался новгородскими разбойниками — «ушкуйниками» для набегов на соседние земли (главным образом верхневолжские).
    Фелюга, фелука {итал. feluca от араб, «фулука» — «лодка»), 1) лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3—5 пар вёсел, мачту с косым парусом. 2) Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1—3 короткие мачты с косыми парусами, иногда и вёсла. Использовалась греческими пиратами (тогда на борту было 6—8 пушек). 3) На Чёрном и Азовском морях парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка с косым четырёхугольным парусом. Длина 6 м , ширина ок. 2 м , осадка ок. 0,5 м , грузоподъёмность 5—6 т.
    Флейт {гол. fluit ) — парусное транспортное судно Нидерландов XVI — XVIII вв. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и топсель. На флейтах впервые появился штурвал. В России такие суда входили в состав Балтийского флота с XVII в.
    Флибот (франц. flibot ) — небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъёмностью до 100 т, применявшееся в XVIII — XIX вв. в Нидерландах для лова рыбы.
    Фрегат (гол. fregat ), 1) в XIII — XVI вв. парусно-гребное посыльное судно с 4—5 парами вёсел и косым парусом. 2) В XVIII в. самый крупный парусно-гребной корабль шхерного флота (с 12—18 парами вёсел и примерно 38 пушками); в русском флоте применялся с конца XVHI в. 3) В XVIII — XX вв. 3-мачтовый парусный или парусно-паровой военный корабль с полным парусным вооружением. При включении в боевую линию фрегаты носили название линейных кораблей. Артиллерийское вооружение до 62 пушек. С середины XIX в. на фрегаты стали помещать паровые машины и гребные колёса, а также гребные винты (пароходофрегаты), а с 1860 г . — броню (броненосные фрегаты). 4) В настоящее время корабль ВМС, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов, имеют водоизмещение до 4000 т, скорость 30 узлов (55,5 км/час), вооружены ракетными комплексами, несут 1—2 вертолета.
    Фуста (итал. fusta ) — малая быстроходная венецианская галера XIII — XVI вв. Длина ок. 27 м ., ширина ок. 4 м .
    Хачбот (англ. hatch boat — «судно с садком») — рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, применявшееся в США до середины XX в.
    Хой (гол. heu ) — небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда.
    Хойер (нем. Heuer ) — промысловая лодка, применявшаяся рыбаками Померанского побережья Балтийского моря в конце XIX в.
    Хольк, хулк (англ. hulk ) — судно типа кога, примерно вдвое большее по размерам. Использовался в Англии, Франции и Нидерландах в XVI — XVII вв. в торговых целях. Имел 3 мачты, водоизмещение до 400 т.
    Чайка — речное гребное судно запорожских казаков XVI — XVII вв., приспособленное для морских походов. Имели 12—15 пар вёсел, съёмную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Длина до 20 м , ширина 3—4 м, экипаж 50—70 чел., вооружение до 6 лёгких пушек.
    Чектырме — лёгкое парусное грузовое судно турецкого флота с 1—2 мачтами. Грузоподъёмность до 50 т. В военное время использовалось как посыльное судно и имело на борту до 4 небольших пушек.
    Шаланда (франц. chaland от греч. «шеландион»), 1) небольшое мелкосидящее несамоходное судно для портовой разгрузки больших судов, стоящих на рейде. 2) Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, использовавшаяся на Чёрном и Азовском морях. Длина 7,5—8,5 м, ширина ок. 2,5 м , высота борта 0,8— 0,9 м , осадка 0,6—0,7 м, грузоподъёмность 3—5 т.
    Шебека (итал. sciabecco , от араб, «шаббак») — парусно-гребное 3-мачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в Средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Имела до 40 вёсел и 30—50 пушек малого калибра. По конструкции шебека была близка к каравелле. В русском флоте шебеки появились в XVIII в. Длина 36,5 м , ширина 10,2 м , осадка 3,3 м .
    Шкут, шкоут (гол. schoot ) — парусное военное или транспортное, реже рыболовное судно, использовавшееся в XVIII - XIX вв. на Балтийском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озёрах, на Волге. Большие шкуты имели парусную оснастку фрегата, чалые — брига. Длина 17—45 м, ширина 4,5—8,5 м, осадка 1,2— 1,6 м ; грузоподъёмность 150—500т, экипаж 12—18 чел.
    Шлюп (гол. sloep ), 1) в XVIII — XIX вв. парусный 3-мачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением, промежуточный по размерам между корветом и бригом. Использовался для разведывательно-дозорной и посыльной служб. 2) Морское транспортное и рыболовное 1-мачтовое судно. 3) В период первой мировой войны тихоходный сторожевой корабль водоизмещением до 1000 т, скоростью до 16 узлов (29,6 км/час). 4) В настоящее время тип парусного вооружения спортивных судов.
    Шмак, шмака — небольшое палубное парусное судно, применявшееся в XVII - XIX вв. для транспортировки грузов, перевозки пассажиров, лова рыбы в Северном и Балтийском морях. Имел парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в первой половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18—27 м, ширина ок. 7 м , высота борта ок. 3 м , грузоподъёмность 40-140 т.
    Шнек, шнека, 1) морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII - XIV вв. Шнек был похож на дракар, но имел меньшие размеры, оснащался 1—2 мачтами с прямыми парусами, 15—20 парами вёсел, вмещал до 100 чел. 2) В XI - XIX вв. парусно-гребное рыбацкое судно северных славян (поморов). Плоскодонное беспа­лубное судно с мачтой высотой ок. 6 м , с прямым или шпринтовым парусом. Большие шнеки имели вторую мачту с гафельным парусом, а также кливер. Длина 7—12 м, ширина 2—2,5 м, осадка 0,6— 0,8 м , грузоподъёмность 2,5—4 т, экипаж до 4 чел.
    Эльпидифор — транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период первой мировой войны. Водоизмещение ок. 1000 т, вооружение — малокалиберная артиллерия, численность десанта 500—1000 чел.
    Яхта (англ. yacht , гол. jacht ) — судно, оснащённое парусами или оборудованное механическим двигателем, предназначенное для прогулок, туризма или спорта. К яхтам относят малые парусные суда, независимо от их размеров и конструктивного типа. В зависимости от назначения, яхты бывают гоночными, крейсерско-гоночными, прогулочными и туристскими.

 

Парусное вооружение

Парусное вооружение — совокупность парусов, рангоута и такелажа парусного судна.
    История парусов насчитывает 5—6 тыс. лет. Первоначально парусное вооружение состояло из одного прямого паруса, укреплённого на съёмной мачте, которая иногда была лишена стоячего такелажа. Парус торгового судна закреплялся между двумя реями (верх-мим и нижним). У военного корабля парус фиксировался только верхней шкаториной и при подбирании его к рею не мешал действиям лучников, находившихся на борту судна.
    Долгое время парусное вооружение оставалось вспомогательным для гребных судов. К XX в. сложилось парусное вооружение трёх основных типов: прямое, косое и смешанное.
    Парусные суда прямого вооружения имеют мачты со стеньгами, йрам-стеньгами и реями, снаряжённые прямыми трапециевидными парусами, которые посредством реев укреплены поперек судна. К судам этого типа относится бриг.
    Парусные суда косого вооружения: 1) гафельные, которые несут косые паруса трисельного покроя, поднимаемые посредством гафелей; 2) суда бермудского парусного вооружения, у которых основные паруса имеют треугольную форму (отсутствие гафеля значи тельно облегчает их подъём) и крепятся передней шкаториной к мачте, а нижней — к гику. Такой тип парусного вооружения имеют 1-мачтовые суда — шлюп и тендер, полуторамачтовые — кеч и иол, а также многомачтовая (от 2 до 7 мачт) гафельная или бермудская шхуна с косыми трисельными или бермудскими парусами.
    Суда с парусным вооружением смешанного типа оснащаются одновременно как прямыми, так и косыми парусами. К ним относятся 2-мачтовая бригантина с прямыми парусами на фок-мачте и гафельным или бермудским гротом на более высокой грот-мачте; много мачтовый (от 3 до 5 мачт) барк с прямыми парусами на фок- и грот-мачтах и косыми гафельной бизанью и бизань-гаф-топселем на бизань-мачте (такую мачту называют «сухой» — без реев); многомачтовая (от 3 до 5 мачт) баркентина с прямыми парусами на фок-мачте и косыми гафельными или бермудскими на остальных мачтах.
    Особые виды парусного вооружения — сочетание прямого и гафельного элементов необычным образом. Например, 2-мачтовая марсельская шхуна (гафельная) несёт на фор-стеньге марселя. Иногда суда с таким парусным вооружением неправильно называют «топсельной шхуной» (от англ topsail — «марсель»). 2-мачтовая 2-марсельная шхуна (гафельная шхуна) имеет на обеих мачтах марсели. Баркгермафродит— судно, несущее на фок-мачте полностью прямое вооружение, на грот-мачте — гафельное, а выше — на грот-стеньге и грот брам-стеньге — марсели и брамсель, бизань-мачта полностью оснащена гафельным вооружением. 4-мачтовый барк-валет — судно, несущее на фок- и первой грот-мачтах полностью гафельное вооружение. Стаксельная шхуна — судно, у которого основными парусами являются стаксели между мачтами, а своеобразные топсели над ними, будучи растянутыми передней шкаториной по мачте, шкотовым углом крепятся к специальному устройству — уишбону. Бизань-мачта на таких судах имеет парус бермудского покроя. 5-мачтовая 2-марсельная шхуна — судно, несущее на всех 5 мачтах гафельное вооружение и, кроме того, на фок- и второй грот-мачтах — марсели.
    Парусное вооружение спортивных яхт имеет некоторую специфичность, связанную со спортивным назначением этих судов. Существуют следующие типы парусного вооружения яхт.
    Шлюп — 1-мачтовая яхта, оснащённая двумя основными парусами: гротом и стакселем. В зависимости от положения точки крепления стаксель-штага на мачте шлюп может быть топовым, типа 7/8 или 3/4. В дополнение к стакселю на нём могут ставиться генуя, шинакер или другие дополнительные паруса.
    Тендер — 1-мачтовая яхта, имеющая в переднем парусном треугольнике 2 паруса (или более 2-х), которые называются стаксель, кливер и летучий кливер (кливер-топсель, поднимаемый до топа мачты).
    Кэш — 1-мачтовая яхта, оснащённая только одним парусом — фотом (применяется для вооружения небольших швертботов парусностью до 10 м 2 ).
    Иол — 2-мачтовая яхта с короткой задней бизань-мачтой, установленной позади головки баллера руля и несущей бизань площадью 8—12% общей парусности.
    Кеч — яхта, отличающаяся от иола большей площадью бизани (15- 20% общей парусности) и положением бизань-мачты впереди головки баллера руля; применяется для яхт парусностью 100— 200 м 2 . Промежуток между мачтами на иоле и на кече может быть заполнен апселем или бизань-спинакером, на грот-мачте ставятся те же паруса, что и на шлюпе.
    Шхуна — 2-мачтовая яхта, у которой задняя грот-мачта выше передней фок-мачты; паруса здесь называются соответственно гротом и фоком. Разновидностью её является стаксельная шхуна, не имеющая фока, промежуток между мачтами на ней заполняется стакселями.
    Современные яхты, как правило, несут треугольные бермудские паруса, хотя в отдельных случаях могут быть применены и гафельные. В соответствии с типом парусов парусное вооружение яхт называется бермудским или гафельным. Смешанное парусное вооружение на яхтах применяют редко.

 

Подводные лодки

Подводная лодка — боевой корабль, способный погружаться, всплывать и длительное время находиться в подводном положении. Подводные лодки предназначены для уничтожения надводных кораблей, судов и подводных лодок противника, поражения наземных объектов, постановки минных заграждений, транспортировки особо ценных грузов, ведения разведки, высадки разведывательно-диверсионных и десантных групп.
    Опыты по созданию подводных лодок проводились в Англии (1620), России (1776), Америке (1776), Франции (1800), Германии (1850). Первое боевое применение подводных лодок имело место в 1864 г . во время Гражданской войны в США.
    К началу XX в. во всех промышленно развитых странах велось строительство подводных лодок.
    Авторы первых российских подводных лодок: Е.П. Никонов (1724), К.К. Шильдер (1834), И.Ф. Александровский (1866), С.К. Джевецкий (70-80-е гг. XIX в.), И.Г. Бубнов (1910-1915 гг.). Строительство первых советских подводных лодок было начато »1927г.
    Во время второй мировой войны подводные лодки были одним из основных средств борьбы на море.
    Послевоенное проектирование и строительство подводных лодок развивалось в направлении увеличения глубины погружения, подводной скорости, совершенствования оружия, уменьшения шумности. В 50-х гг. XX в. появились подводные лодки с атомной энергетической установкой, способные длительное время находиться под водой и имеющие практически неограниченную дальность плавания.
    Подводные лодки 70—80-х гг. XX в. классифицируются по назначению и виду вооружения — ракетные, торпедные, многоцелевые и специального назначения (десантно-транспортные, учебные, научно-исследовательские); по типу энергетических установок — атомные и дизельные (дизель-аккумуляторные).
    Надводное водоизмещение атомных ракетных подводных лодок типа «Огайо» (США) достигает 16 600 т, подводное — 18 700 т, скорость подводного хода — 30 узлов ( 55,5 км/ч ) и более, глубина погружения ок. 400 м , вооружение — 24 ракеты. Многоцелевые торпедные подводные лодки типа «Лос-Анжелес» (США) имеют надводное водоизмещение 6000 т, подводное — 6900 т, скорость ок. 35 узлов ( 64,8 км/ч ), глубину погружения 450 м . В состав ВМФ России входят атомные и дизель-аккумуляторные подводные лодки разных типов.

 

Ивент агентство организация мероприятий High Day в Киеве.