МАСШТАБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ И НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ОСВОЕНИЯ

Россия имеет общую площадь 17075.4 тыс км2 , являясь самым большим государством на планете. Безусловно, размеры страны сложились под действием ее взаимоотношений с соседями, однако анализ показывает, что они не случайны.

В мире существует более двухсот стран, размеры которых находятся в интервале от 60-ти до 17-ти тысяч квадратных километров. Если подсчитать для северного и южного полушарий площадь стран, пересекаемых географическими параллелями на разном удалении от экватора, то среднее значение площади обнаружит отчетливую зависимость от географической широты.

Похожая закономерность наблюдается и для площадей стран по мере их удаления от моря (см. графики в Атласе Россия как система )

Безусловно, эти закономерности не случайны. Из кибернетики известно, что для обеспечения устойчивого существования система должна иметь определенный уровень разнообразия [1]. Разнообразие падает в условиях дефицита какого-либо жизненно важного ресурса и по мере повышения нестабильности условий среды. Дефицит тепла на севере и влаги в континентальных районах заставляет систему (в данном случае страну) увеличивать разнообразие за счет пространственных, а не чисто качественных различий. Поэтому для континентальных и северных стран чем больше площадь, тем выше разнообразие и, следовательно, устойчивость. Характерно, что относительно небольшие северные страны - Исландия и Норвегия - имеют горный рельеф, относительно очень протяженную береговую полосу и низкую вариацию климатических условий (морской климат). Все эти факторы повышают разнообразие.

На Севере, и в континентальных районах гидроклиматические показатели крайне резко варьируют [2].

В результате локальные изменения продуктивности любого биологического ресурса могут по годам отличаться на 2 порядка. Это значит, что для традиционного хозяйства (основанного на эксплуатации биоресурсов) необходимо иметь большие площади, чтобы компенсировать неблагоприятные условия, осуществляя пространственный маневр. На этом принципе основаны наиболее продвинутые традиционные виды хозяйства в таких районах - крупноотгонное овцеводство в континентальной аридной зоне и крупноотгонное оленеводство в тундре .

Индустриальное хозяйство менее зависимо от местных ресурсов. Однако размещение производственных комплексов в России подчиняется той же закономерности. Если сопоставить потребности региональных производственных комплексов с имеющимися в внутри региона природными ресурсами, то обнаружится, что большинство приморских регионов имеют более высокий уровень ресурсной самодостаточности. Внутриконтинентальным же областям собственных ресурсов чаще недостает [3].

Соответственно, хозяйственная устойчивость внутриконтинентального или северного комплекса поддерживается за счет приращения общей площади, когда обширные территории в более благоприятных условиях используются для ресурсного снабжения. Подобная закономерность проявляется не только в снабжении Севера и континентальных частей страны сырьем, но и в их обеспечении людьми - трудовыми ресурсами.

Таким образом, размеры России обусловлены отнюдь не только агрессивностью ее правителей в последние как минимум 5 веков, но, прежде всего, ее географическим положением.

Однако за все нужно платить. Так как вся территория России лежит в зоне морозных зим, приходится дополнительно обогревать жилье и хозяйственные объекты, перевозить огромные массы энергоносителей, что снижает эффективность экономики дополнительно тратить деньги на одежду и т.п.

Другое последствие - крайняя неравномерность освоения территории, для чего достаточно взглянуть хотя бы на карту плотности населения. Население страны составляет 147.5 млн. человек. В ряде областей Европейской части плотность населения превышает 50 человек на 1 км2 (а в Московской области составляет даже более 200), а на огромных просторах Сибири и европейского Севера плотность населения ниже 1 человека на 1 км2. Нетрудно видеть, что в общем плотность населения коррелирует с возрастом освоения территории и лишь плодородный степной юг европейской России, присоединенный лишь в XVII - XVIII вв., населен намного гуще, чем одновременно присоединенные районы Сибири. Это обусловлено задержкой освоения по причине наличия внешней угрозы. Огромные пространства с низкой плотностью населения характеризуются завышенными удельными (на одного жителя) затратами на управление, образование и здравоохранение. Спектр специалистов в этих отраслях сокращать нельзя, поэтому и количество специалистов на численность обслуживаемого ими населения выше. В условиях кризиса большинство этих регионов (кроме немногих, производящих ценные экспортные ресурсы) оказалось в глубокой депрессии, что вызвало отток населения и врачей в том числе. Качество медицинского обслуживания упало.

Другая плата - неразвитость инфраструктуры. Карта густоты дорожной сети во многом повторяет карту плотности населения. Если в Московской области мы имеем на 1000 км2 более 325 км дорог, то в Якутии - 5 км, а в Эвенки - всего 20 м! Еще хуже ситуация с дорогами с твердым покрытием. В Московской области их почти 280 км на 1000 км2, но в Эвенки, на Таймыре и в Коряком округе их вообще нет, а в Якутии всего 160 м на 1000 км2. Интегральная характеристика развитости дорожной инфраструктуры приведена на следующей карте [4].

Эту же тенденцию можно наблюдать и на внутрирегиональном уровне. Если сопоставитть протяженность дорог с площадью сельскохозяйственных угодий, то в большинстве аграрных областей страны обнаруживается закономерное снижение обеспеченности дорогами от центра области к ее периферии. Особенно острой оказывается ситуация в равнинных районах Европейской части страны. В осенне-зимний и зимне-весенний периоды множество сельских населенных пунктов оказываются труднодоступными из-за распутицы, снежных заносов. В результате доставка больных, осуществление скорой медицинской помощи и т.п. на селе сильно затруднено. Поскольку велика численность населения, живущего в удаленных от магистралей деревнях, то действие фактора климата и дорожной инфраструктуры проявляется в заметном повышении вероятности смерти от несчастных случаев, когда скорость доставки пострадавших в больницу - это вопрос жизни или смерти человека. В большинстве регионов Сибири, где основная масса населения концентрируется вокруг магистралей (типа Транссиба) или в поселках с автономной инфраструктурой медицинского обслуживания, такого эффекта обычно не наблюдается [5].

На огромных площадях страны единственными транспортными путями, особенно летом, являются реки, а единственным “проходимым” средством транспорта - вертолет. В результате, при прочих равных, вероятность травмирования в периферийных регионах гораздо выше, а уровень оперативности медицинской помощи - многократно ниже. Во многих районах Севера скорая медицинская помощь оказывается только с помощью вертолетов - даже посадочных площадок для легких самолетов (особенно летних) остро не хватает. Медицинская авиация в силу почти повсеместного отсутствия на Севере телефонной связи и крайне слабого обеспечения большинства этих районов радиосвязью, всегда не отличалась высокой мобильностью. В кризисный период, в связи с резким ростом цен на авиаперевозки, ее надежность еще более упала.

Третьей особенностью, вытекающей из огромных площадей территории является то, что в России сформировалась такая пространственная структура, в которой центры добычи и потребления основных ресурсов, а также концентрации населения сложились в разных частях страны, порой на огромном удалении друг от друга. Подобная асимметрия требует серьезных затрат на жизнеобеспечение регионов и миграции крупных контингентов населения. С точки зрения обеспечения единства государства подобные затраты являются необходимыми, что требует повышенного, по масштабам большинства стран, участия государства в создании, функционировании транспортных систем и непосредственно в транспортировке грузов и пассажиров. Степень этого участия возрастает с юга на север и от приморских регионов к внутриконтинентальным, то есть и внутри России выявляются закономерности, выявленные выше при анализе размеров стран мира. В этом отношении государство обязано контролировать такие естественно сложившиеся монополии, как МПС, Газпром, РАО ЕЭС, так как это входит в задачу обеспечения устойчивого развития всей страны.

С другой стороны это приводит к тому, что в ресурсодобывающих периферийных районах складывается пришлое население, формируемое из “освоителей”. Это обычно здоровые люди (они “вывозят здоровье” из районов, где родились). Поэтому здесь понижены многие виды естественной смертности. С другой стороны, это люди авантюрного склада со всеми вытекающими последствиями, наиболее острый в стране недостаток женщин, крайне низкая доля в населении лиц старших возрастов, массовое проживание в жилищах с низким уровнем социального обеспечения, включая бараки. В этих регионах понижена устойчивость социума, который не может осуществлять подавления хотя бы массовых антисоциальных проявлений. Отсюда - широкое распространения пьянства и его последствий, венерических болезней, убийств и др. социальных видов заболеваемости и смертности. В регионах-донорах населения, где к тому же оседают вернувшиеся с Севера и из армии старики, особенно в Черноземье, наблюдается противоположная картина. которая, правда, в силу кризисных процессов, в последнее время несколько размывается.

В общем, благодаря особенностям своей территории, Россия характеризуется очагово-линейным типом освоения. Очаги в местах развития промышленности и повышенной продуктивности сельского хозяйства, линии вдоль транспортных путей - и огромные просторы почти не освоенных территорий между ними.


[1] - У.Р. Эшби. Введение в кибернетику. М.: Из-во иностранной литературы, 1959.
[2] - Данные использованные для карты: Ресурсы поверхностных вод СССР, тт. 1-20., Контрастность температур зимы и лета. из кн. “Атлас Окружающая среда и здоровье населения России”, М-1995
[3] - Данные использованные для карты: Web-Атлас “Россия как система”. Ресурсная самодостаточность регионов .
[4] - Данные использованные для карты: Протяженность автомобильных дорог на 1000 кв. км в 1994 году; Доля автомобильных дорог без твердого покрытия %; Доля автомобильных дорог с улучшенным твердым покрытием %; Госкомстат РФ.
[5] - Данные использованные для карты: Стандартизованные показатели смертности от несчастных случаев, травм, отравлений и др. причин в 1994-1996 гг.; Госкомстат РФ.

Оглавление Дальше

Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. 1998 (C)

Каталог запчастей и возможностью их заказа онлайн.