РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЯ ИНДИКАТОРОВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БАЗАХ ДАННЫХ ПО ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ

ВВЕДЕНИЕ

Современная отечественная и международная политика в области общественного здравоохранения (область здравоохранения, занимающаяся широким кругом вопросов поддержания здоровья населения) требуют количественной оценки здоровья людей в масштабах регионов и стран. Это необходимо для грамотного выделения приоритетных проблем в области здоровья и планирования программ по здоровью населения на всех уровнях, от местного и регионального до национального и международного. Возможно, эта задача еще более актуальна применительно к т. наз. экологическому здоровью, т.е. здоровью населения в связи с состоянием окружающей среды. В этом случае постоянно возникает вопрос о влиянии параметров среды, прежде всего антропогенных загрязнений, на здоровье людей, что, естественно, требует количественного подхода.

Таким образом, возникает проблема выбора индикаторов здоровья - параметров, совокупность которых дает адекватную оценку состоянию здоровья той или иной человеческой популяции. Разумеется, нужны также и индикаторы состояния окружающей среды. Этот набор должен включать те параметры, для которых показана (или предполагается) связь с состоянием здоровья населения. Понятно, что речь идет именно о наборе индикаторов, поскольку интегральных параметров, характеризующих состояние здоровья или среды достаточно полно, не найдено.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в течение ряда лет работает над перечнями таких индикаторов. Первым ощутимым результатом был перечень индикаторов состояния здоровья населения и среды, использованный в рамках программы ВОЗ "Здоровье для всех". Эта работа получила дальнейшее развитие как в различных проектах ВОЗ, так и в национальных, региональных и местных программах оздоровления населения и среды. Следует отметить, что индикаторы "Здоровья для всех" являются отправной точкой при разработке перечней индикаторов во всех этих программах.

В последние годы особое значение придавалось унификации перечня индикаторов здоровья населения и среды в связи с назревшей необходимостью создания географических информационных систем по экологическому здоровью (HEGIS). Этой проблеме был посвящен семинар ВОЗ в Сосновице, Болгария (1995 г.). Важной вехой в этом ряду явился семинар, подготовленный Министерством здравоохранения совместно с ВОЗ и проведенный в Туле в феврале 1997 года, целью которого было выработать перечень индикаторов экологического здоровья в России, совместимый с перечнем, применяемым в европейской географической информационной системе.

Мировой опыт и результаты изучения ситуации в городах России говорят о том, что, работая над перечнем индикаторов здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды в России, целесообразно взять за основу перечисленные выше рекомендации ВОЗ. Однако для использования внутри страны список можно несколько расширить, дополнив теми показателями, которые, может быть, не в полной мере отвечают требованию совместимости с показателями европейской геоинформационной системы, но достаточно информативны при сравнении территорий внутри страны или оценки динамики состояния здоровья населения и среды обитания в разных областях и городах. К России это относится даже в большей степени, чем к другим странам, ввиду ее большой территории и, соответственно, значительных межрегиональных различий.

Ниже приведено заключение, выработанное отечетсвенными и зарубежными экспертами по перечню индикаторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕЧНЮ ПАРАМЕТРОВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Информационные системы параметров здоровья населения и окружающей среды - основной инструмент для принятия решений по формированию и совершенствованию политики снижения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье людей.

В соответствии с рекомендациями Второй Европейской конференции по окружающей среде и здоровью, изложенными в "Декларации действий по окружающей среде и здоровью в Европе" и "Европейском плане действий по гигиене окружающей среды", должна быть создана сеть баз данных по статистическим показателям здоровья населения и состояния среды обитания, предусматривающая возможность их использования для изучения и оценки неблагоприятного воздействия среды на здоровье людей. На семинаре обсуждались проблемы сбора данных для создания информационных систем по гигиене окружающей среды в России, пригодных для оценки здоровья населения и состояния окружающей Среды и количественного анализа влияния внешних факторов на здоровье.

Это естественно ставит вопрос о составлении перечня индикаторов, данные по которым войдут в формируемые базы данных и информационные системы. Поэтому одной из основных задач семинара была подготовка предложений по такому базовому перечню для России.

При составлении перечня индикаторов и обсуждении методик сбора данных участники семинара исходили, главным образом, из списка основных параметров окружающей среды и здоровья населения, рекомендованных ЕРБ ВОЗ в рамках стратегии "Здоровье для всех" (ЗДВ), рекомендаций, принятых на Семинаре ВОЗ по индикаторам качества воздуха, связанным со здоровьем населения, и их применению для оценки воздействия на здоровье в рамках HEGIS (Сосновицы, 21-23 ноября 1995 г.), а также из опыта собственных исследований участников семинара.

Проанализировав информативность предлагаемых индикаторов с точки зрения оценки взаимосвязи параметров здоровья и окружающей Среды, надежности используемых методик сбора и обработки информации, участники совещания сформулировали в рабочих группах, а затем приняли на совместном заседании следующие заключения и рекомендации по перечню индикаторов здоровья населения и окружающей среды.

Заключения и рекомендации по индикаторам здоровья населения:

Примечания:

  • * показатели пригодны для использования без ограничений;
  • ' при использвании следует указывать и учитывать методику сбора данных;
  • ** данные можно использовать после проверки их совместимости
  • с аналогичными данными по другим странам;
  • *** пригодны для использования только данные из регистров;
  • **** данные полезны только для использования в России.
  • Заключения и рекомендации по индикаторам качества атмосферного воздуха, питьевой воды и системы водоснабжения

    Воздух

  • 1. Основной контроль за загрязнением атмосферного воздуха в городах проводится Росгидрометом на общегосударственной сети наблюдений. Данные о концентрациях загрязняющих веществ в целом по стране обобщаются в отделе мониторинга загрязнения атмосферы Главной Геофизической Обсерватории им.Воейкова и публикуются в ежегодниках "Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России".
    Территориальные центры Госсанэпиднадзора проводят контроль за загрязнением атмосферного воздуха, в основном осуществляя подфакельные наблюдения. Результаты исследований обобщаются в ежегодных отчетах службы (статистическая форма N 18).
    Кроме того, в ряде городов созданы центры мониторинга при городских администрациях. Информация из этих центров накапливается в городах и на федеральный уровень не поступает.
    По данным Росгидромета мониторингом качества атмосферного воздуха охвачено 284 города России. Данные мониторинга показывают, что 66 млн. человек живут в городах с загрязнением воздуха, превышающим действующие нормы (ПДК). Из них 40 млн. человек живут в условиях значительного загрязнения воздуха.
    По данным территориальных центров Госсанэпиднадзора 9% проб атмосферного воздуха не соответствуют гигиеническим нормативам, в том числе 13,5% по взвешенным в-вам, 10% по окиси углерода, 13% по окислам азота и 19% по бенз/а/пирену.
  • 2. Существующая система мониторинга качества воздуха основана на кратковременных (20 мин.) измерениях на стационарных и подфакельных постах три раза в сутки (а сейчас даже два раза в сутки) максимально разовых концентраций. Это делает проблематичным определение среднесуточных уровней загрязнений.
    Чтобы проверить, может ли существующая система измерений уровня загрязнений (3 раза в сутки по 20 мин.) использоваться для оценки среднесуточных уровней, необходимо провести статистический анализ имеющихся данных непрерывных измерений на как можно больших выборках (м.б. на пилотных проектах).
  • 3. На консультативной встрече ЕРБ ВОЗ в Сосновицах (ноябрь 1995) были приняты рекомендации по индикаторам загрязнения атмосферного воздуха для стран - членов ВОЗ. Были отмечены ограничения системы мониторинга, используемой в России: существующая в России система мониторинга качества воздуха создавалась с учетом необходимости контроля максимально разовых концентраций с помощью ПДК.
    Было бы полезным использовать рекомендации, выработанные в Сосновицах, при сборе, обработке и анализе данных по качеству воздуха. Однако сегодняшняя финансовая ситуация такова, что изменить сеть мониторинга с тем, чтобы измерять среднесуточные концентрации, практически невозможно.
  • 4. Целесообразно на местном уровне установить приоритетные загрязнения атмосферного воздуха для последующего систематического измерения, а также количество населения, подвергающегося вредным воздействиям.
  • 5. Правомерность использования тех или иных обобщенных индексов загрязнения атмосферного воздуха требует дальнейшего изучения.
  • 6. На консультативной встрече ЕРБ ВОЗ в Сосновицах (ноябрь 1995) было отмечено специфическое влияние на здоровье населения показателя PM10. В России измеряется только общая концентрация взвешенных частиц (TSP). Необходимо рассмотреть целесообразность измерения PM10 в России.
  • 7. Необходимо расширить мониторинг концентраций радона в закрытых жилых и производственных помещениях. Уровень концентраций радона должен измеряться с учетом количества людей (и доли их от общего числа обследованных), подвергающихся воздействию разных концентраций радона (<100 Бк/куб.м, 100-200 Бк/куб.м, >200 Бк/куб.м). Эта информация должна быть доступна любым пользователям.
  • Качество воды и системы водоснабжения.

  • 8. Контроль за качеством воды и системой водоснабжения проводится территориальными центрами Госсанэпиднадзора (результаты контроля обобщаются в статистической форме № 18), а также службами природоохранных ведомств Росгидромета и Госкомприроды РФ (обобщаются в статистической форме “2ТП-водхоз”).
    По оценке территориальных центров Госсанэпиднадзора около 50% населения России снабжаются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам.
  • 9. В качестве основы для оценки качества воды и водоснабжения можно использовать индикаторы, рекомендуемые ВОЗ в рамках стратегии "Здоровье для всех" (ЗДВ). Были рассмотрены следующие индикаторы по водоснабжению и качеству питьевой воды:
  • 10. Для оценки количества людей (и их доли от общего населения), системы водоснабжения которого удовлетворяют стандартам/нормативам качества, применяемым при систематическом контроле, отдельно для городских и сельских районов, рекомендуется использовать фрагмент статистической формы N 18, подтабличной строки табл.1 раздела "Хозяйственно-питьевое водоснабжение", в котором содержится информация о соответствии гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям проб водопроводной сети; было бы очень важно дополнить эти данные количеством населения, использующего исследованную воду.
  • 11. Рекомендовано подготовить (ВОЗ с участием экспертов из ННГ) критерии для составления перечня приоритетных индикаторов качества воды, отражающих риск для здоровья.
  • Примечание к документу:

    Бильтховенское отделение ЕРБ ВОЗ проводит консультации с Минздравом России по сопоставимости данных по основным индикаторам с данными, включенным в европейскую Географическую информационную систему по окружающей среде и здоровью (HEGIS), а также согласовывает порядок передачи данных.


    Оглавление

    Абросимова Ю.Е., Ушаков В.П.. 1998 (C)

    Проектируем газовое пожаротушение Novec 1230 для защиты телекоммуникационных объектов от пожаров.